Как корпоративный антрополог может помочь выпускнику и его родителям в выборе университета

Каждый год родители и выпускники сталкиваются со сложностью выбора университета, даже если они определились с выбором специальности. Часто к этому времени они уже перегружены формальными рейтингами и хотят «человеческого» подхода к подбору вуза, подходящего именно им по культуре и ценностям.

В моем подходе к помощи в выборе специальности и университета, основанном на стыке нескольких уникальных областей знания о людях на работе (корпоративной антропологии, организационной психологии, карьерного консультирования и профориентации), помимо учета способностей и интересов ребенка, большое внимание всегда уделяется индивидуальным ценностям и задачам, которые ставит перед собой ребенок на время обучения в вузе и после него, а университеты рассматривались не только с позиции рейтингов, но и с учетом реальной корпоративной культуры.

Дополнительная оптика корпоративного антрополога усилила и детализировала этот подход. Именно взгляд антрополога на жизнь в университете позволяет видеть реальные ценности и культурные коды вуза и замечать то важное, о чем редко (почти никогда) не пишут в рекламных брошюрах.

Основная сложность выбора, с которой сталкиваются дети и родители, состоит в диссонансе между «официальным» образом вуза и его реальной средой.

Можно выбрать модный вуз и совершенно не вписаться в его культуру, чувствовать себя там абсолютно чужим, так и не став “свои” за все время бакалавриата или магистратуры.

Помощь профориентолога с уникальной оптикой корпоративного антрополога обычно разворачивается на трех уровнях:

Про культуру. Как расшифровать “атмосферу” кампуса: например, если вуз позиционирует себя как инновационный, но студенты фактически учатся по советским методикам и учебникам 90-х годов.

Про карьерные траектории. Не просто “сколько выпускников трудоустраиваются”, а какие при этом неформальные пути используются. Например, в одном вузе может быть культура стартапов, а в другом сильная “альма-матерная” сеть в госсекторе.

Про адаптацию. Особенно важно для интровертов или ребят из малых городов, как быстро они впишутся не только в культуру вуза, но и города, и как этому может способствовать культура и традиции университета. Например, в одном вузе декларируется поддержка студентов, но реальные менторские программы отсутствуют, а в другом о поддержке в рекламных буклетах почти ничего не говорят, но при этом успешно работает тьюторская служба и реализуются программы по интеграции новых студентов в культуру вуза.

Что позволяет корпоративному антропологу видеть “невидимое”, замечать не явное, и формировать представление о культуре вуза? Через глубинные, биографические и этнографические интервью с текущими студентами (в том числе с теми, кто понял, что ошибся с выбором), проводя анализ соцсетей сообществ (не только официальных аккаунтов), а также через включенное наблюдение в кампусах университетов (смотря шире, чем предлагает традиционный “парадный” маршрут на днях открытых дверей).

Корпоративный антрополог изучает культуру, ценности и поведение людей в организациях, эта оптика совмещенная с экспертизой в области профориентации и карьерного консультирования дает уникальный и глубокий подход к выбору университета, выходящий за рамки рейтингов и официальных программ.

Чем конкретно помогает профориентолог с оптикой корпантрополога выпускнику и родителям?

1. Анализ культуры университета.

Расшифровка ценностей и культурных норм. Антрополог поможет понять реальную культуру вуза, а не только ту, что представлена в маркетинговых материалах. Какие ценности здесь действительно проявлены, чему принято отдавать предпочтение в ситуациях выбора (индивидуализм vs. коллективизм, академическая свобода vs. строгая иерархия, инновации vs. традиции, предпринимательский дух vs. академическая чистота)?

Исследование стиля обучения и взаимодействия внутри вуза. Как проходят занятия? Преобладают лекции или семинары? Насколько доступны преподаватели? Какова атмосфера на кампусе (конкурентная, поддерживающая, формальная, неформальная)?

"Неформальная" сторона университетской жизни. Какие неофициальные ритуалы, традиции, студенческие сообщества существуют? Как решаются конфликты? Каковы реальные отношения между студентами, преподавателями и администрацией?

2. Исследование "карьерных экосистем" и карьерных траекторий выпускников.

Как устроены "невидимые" карьерные пути”и неформальные сети в университете? Как выстроены связи с определенными компаниями или отраслями, которые может и не афишируются активно, но реально помогают выпускникам найти работу. Какие компании “чаще всего” и “целенаправленно” приходят на университет за кадрами и на какие специальности?

Сбор реальных истории успеха.. Как выпускники конкретного вуза с похожими интересами/характером нашли свой путь, какие ресурсы университета они реально использовали, что сработало, а что не дало нужных результатов?

Университетская культура трудоустройства. Какая оказывается поддержка карьеры на самом деле? Активен ли карьерный центр? Сильно ли развита культура менторства и нетворкинга среди выпускников? Сильны ли сообщества выпускников, и как они участвуют в содействии трудоустройству выпускников.

3. Оценка соответствия культуры университета ценностям школьника (потенциального студента.

Подробное описание профиля абитуриента: глубинный анализ и диагностика личных особенностей, ценностей, стиля обучения, карьерных амбиций и социальных потребностей выпускника.

Сопоставление личностного профиля выпускника с культурными профилями разных университетов. Где он с наибольшей вероятностью социально и академически впишется, почувствует себя комфортно, получит дополнительную поддержку и мотивацию и сможет раскрыть потенциал? (Например, тихому интроверту может быть сложно в очень шумном и ориентированном на постоянный нетворкинг вузе, и наоборот).

Предотвращение разочарования. Стыковка интересов и ценностей ребенка с реальной культурой университет помогает избежать ситуации, когда формально престижный вуз оказывается культурно чуждым, что приводит к стрессу, демотивации и даже отчислению.

4. Этнографические методы для сбора инсайтов.

Наблюдение на кампусе. Посещение дней открытых дверей “не как абитуриент”, а как исследователь: наблюдение за поведением студентов, их взаимодействием, атмосферой в столовых, библиотеках, общежитиях. В таком формате могут быть выстроены совместные консультации на выезде, либо через настройку “сфокусированной оптики” у школьника, с дальнейшим обсуждением “находок”, открытий и “точек удивления” школьника и родителей после посещения университета.

И здесь ребята даже отваживаются на краткие полевые интервью с в нынешними студентами (особенно старших курсов), недавними выпускниками или преподавателями. На дне открытых дверей или в приемной комиссии важно задать вопросы не только об учебной программе, но и о повседневной жизни, трудностях, негласных правилах, поддержке, ощущениях.

Изучение неофициальных групп студентов в соцсетях, форумов – где люди делятся реальными мнениями, проблемами, советами, также дает ответы на многие вопросы о реальных культурных особенностях вуза.

5. Фокус на адаптации и ресурсах поддержки.

Важно понимать как у вузе устроены механизмы интеграции первокурсников в культуру вуза, а студеном и выпускников в реальный рынок труда. Насколько эффективны программы адаптации для первокурсников? Как университет помогает студентам из других городов/стран интегрироваться? Существуют ли сильные сообщества по интересам? Каковы реальные ресурсы психологической поддержки, медицинского обслуживания, помощи в трудных ситуациях? Насколько администрация отзывчива к проблемам студентов?

Как это выглядит на практике для семьи?

Если ребенок уже четко определились с выбором специальности, и сомнения связаны только с выбором университета, то дальнейшая работа ведется в формате консультаций с выпускником и родителями, на которых мы подробно говорим с абитуриентом о его интересах, сильных сторонах, стиле обучения, карьерных мечтах (даже если они размыты), ценностях, страхах и ожиданиях,и обсуждаем родительские ожидания/опасения. Эта работа позволяет определить ценностный и культурный профиль абитуриента.

Если же существует пробел на этапе выбора направления подготовки, то возвратившимся на шаг раньше и проводим диагностику интересов, способностей и потенциала ребенка, с обсуждением вариантов подходящих специальностей.

После этого проводим совместное исследование короткого списка вузов: я рассказываю абитуриенту и его родителям на что обращать внимание при посещении университетов, о чем и кого стоит спрашивать, на что смотреть, какие данные анализировать и как сопоставлять, а дальше мы вместе строим "культурные портреты" выбранных вузов и анализируем карты карьерных траекторий выпускников.

Таким образом собираются не просто факты о вузе, а формируется реальное представление о культуре и возможностях университета, где ребенок проведет значительную часть времени в ближайшие 4-6 лет, и способность понимать и интерпретировать культурные особенности университетов, их сильных и слабых сторон в контексте профиля абитуриента. Акцент в такой дополнительной работе делается на "реальной жизни" в университете и вероятном опыте конкретного выпускника.

Задача консультанта в этой работе заключается в фасилитации принятия решения: помощи в сопоставлении данных, обсуждении "плюсов" и "минусов" с точки зрения культурного соответствия, а также долгосрочного благополучия и успеха выпускника.

Преимущества такого подхода:

Глубина: выход за рамки поверхностной информации.

Персонализация: фокус на конкретном человеке и соответствии его ценностям и интересам среды вуза.

Прогнозирование адаптации: снижение риска культурного шока и разочарования.

Учет долгосрочных факторов: помощь в выборе вуза, где выпускник не только получит диплом, но и проведет время в среде, развивающей его как личность, построит важные социальные связи и получит старт для карьеры в подходящей ему среде.

Снижение тревожности: дает родителям и выпускнику более надежную и многогранную картину для принятия решения.

Важно понимать, что корпоративный антрополог не скажет "иди учиться именно сюда". Он предоставит глубокое понимание культурного контекста и возможных сценариев адаптации и вариантах развития в разных университетах, основанное на исследовательских методах. Это мощный инструмент для принятия осознанного решения, учитывающего не только академические параметры, но и человеческий фактор и долгосрочные перспективы.

Профориентолог с уникальной экспертизой в корпоративной антропологии помогает видеть яснее, и принимать решения на основе этого ясного видения.

С выбором компании при трудоустройстве в карьерном консультировании работаем с той же оптикой.

 

Елизавета Пистер.

Корпоративный антрополог, профориентолог, карьерный консультант, автор тг-канала "О людях на работе"

 

 

Еще в Ленте Смотреть все